Новые разработки статических преобразователей для электровозов переменного и постоянного тока
ОАО «Электровыпрямитель» является ведущим производителем преобразовательной техники для железнодорожного транспорта в России. Производство этой продукции было начато на предприятии еще в 60*х годах прошлого века. Сегодня на предприятии ведется разработка и освоение новых типов преобразователей для электроподвижного состава, в частности, для модернизации электровозов постоянного и переменного тока были разработаны и изготовлены многоканальные статические преобразователи М-ПП-200М
и М-ОМП-3500. Преобразователи выполнены на современной элементной базе с использованием силовых полупроводниковых приборов собственного производства.
Для модернизации электровозов постоянного тока ВЛ-10 разработан преобразователь М-ПП-200М, предназначенный для преобразования постоянного напряжения 3 кВ контактной сети в многоканальную систему напряжений для плавного пуска и регулирования оборотов асинхронных двигателей вентиляторов и компрессоров, питания цепей управления, заряда аккумуляторной батареи, питания обмоток возбуждения тяговых двигателей в режиме рекуперации, питания кондиционеров и обогревателей кабин машиниста.
Структурная схема преобразователя М-ПП-200М приведена на рис. 1. Конструктивно М-ПП-200М состоит из шкафа с двухсторонним обслуживанием.
Рис. 1. Структурная схема преобразователя М-ПП-200М
С одной стороны шкафа расположены высоковольтные входные блоки преобразователя (рис. 2а), а с другой — низковольтные выходные блоки (рис. 2б).
Рис. 2. Виды преобразователя М-ПП-200М со стороны высоковольтных (а) и низковольтных (б) блоков
Входная высоковольтная часть обеспечивает преобразование напряжения контактной сети 3 кВ в стабилизированное напряжение 530 В и состоит из пяти блоков высоковольтных преобразователей БВП-40Н, десяти потенциалоразделяющих трансформаторов, пяти блоков выпрямителя БВ-40, блока питания цепей автоматики БП-1.3 и платы управления.
Выходная низковольтная часть состоит из пяти унифицированных независимых блоков трехфазных инверторов БТИ-50М, блока инвертора БИ-45, согласующего трансформатора, блока выпрямителя и заряда БВЗ-45, а также блока питания цепей автоматики БП-1.3 и блока возбуждения БВ-30, которые обеспечивают питание вспомогательного электрооборудвания электровоза.
Рис. 3. Блок БВП-40Н
Блок БВП-40Н (рис. 3) преобразует изменяющееся постоянное входное напряжение в два переменных стабилизированных напряжения прямоугольной формы для питания двух потенциалоразделяющих трансформаторов (рис. 4). Блок комплектуется специально разработанными IGBT-модулями с напряжением изоляции 13 кВ (рис. 5).
Рис. 4. Потенциалоразделяющий трансформатор
Рис. 5. Высоковольтный IGBT-модуль
Блок БВ-40 выполнен по схеме двух мостовых выпрямителей, соединенных на выходе параллельно, и предназначен для выпрямления переменного напряжения прямоугольной формы в постоянное напряжение промежуточной шины питания 530 В.
Блок БП-1.3 (рис. 6) преобразует изменяющееся входное постоянное напряжение в стабилизированное постоянное напряжение для питания цепей автоматики преобразователя.
Рис. 6. Блок БП-1.3
Блок БТИ-50М предназначен для преобразования постоянного напряжения в частотно-регулируемое трехфазное переменное для питания асинхронных двигателей приводов вентиляторов, компрессоров и других нагрузок. Блок является универсальным и может обеспечивать регулируемое выходное напряжение в диапазоне 35–380 В с частотой 5–50 Гц или нерегулируемое напряжение 220/380 В с частотой 50 Гц.
Блок БИ-45 преобразует постоянное напряжение в переменное прямоугольной формы для питания согласующего трансформатора.
Блок БВЗ-45 состоит из трех независимых выпрямителей и предназначен для выпрямления переменных напряжений прямоугольной формы в постоянные напряжения для блока возбуждения БВ-30, заряда аккумуляторной батареи и питания цепей автоматики электровоза.
Блок БВ-30 (рис. 7) преобразует постоянное напряжение в регулируемый по величине ток для питания обмоток возбуждения тяговых двигателей в режиме рекуперативного торможения.
Рис. 7. Блок БВ-30
Основные параметры преобразователя М-ПП-200М приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование параметра |
Значение параметра |
Входные параметры преобразователя |
Номинальное входное постоянное напряжение, В |
3000 |
Диапазон изменения входного напряжения, В |
2200-4000 |
Мощность, кВт |
200 |
КПД при номинальной нагрузке, %, не менее |
92 |
Выходные параметры преобразователя |
Канал 1…4 (питание асинхронных электродвигателей): |
Линейное напряжение, В эфф. |
125-380 |
Число фаз |
3 |
Частота, Гц |
15-50 |
Выходная мощность, кВА |
50 |
Канал 5 (питание кондиционера и печей обогрева кабин машиниста): |
Линейное напряжение, В эфф. |
220-242 |
Число фаз |
1 |
Частота, Гц |
50 |
Выходная мощность, кВА |
10 |
Канал 6 (цепи автоматики): |
Постоянное напряжение, В эфф. |
50 |
Выходная мощность, кВт |
8 |
Канал 7 (заряд аккумулятора): |
Линейное напряжение, В эфф. |
30-74 |
Выходная мощность, кВт |
5 |
Канал 8 (питание обмоток возбуждения тяговых электродвигателей): |
Ток возбуждения, А |
50-800 |
Выходная мощность, кВт |
30 |
Применение М-ПП-200М позволяет отказаться от электромашинных генераторов, заменить высоковольтные коллекторные двигатели вентилятора и компрессоров низковольтными асинхронными двигателями, и тем самым повысить надежность работы вспомогательного оборудования, снизить уровень шумов и расход электроэнергии за счет частотного регулирования.
Преобразователь М-ПП-200М, в составе электровоза ВЛ10П прошел испытания на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в г. Щербинке. Произведена опытная эксплуатация электровоза с данным преобразователем в локомотивном депо Златоуст в горной местности в условиях изменения напряжения в контактной сети. Пробег электровоза перед началом приемочных испытаний составил 5574 км.
Для грузопассажирских электровозов переменного тока ВЛ40П ОАО «Электровыпрямитель» разработан другой многоканальный преобразователь — М-ОМП-3500. Этот преобразователь служит для питания тягового электропривода и цепей собственных нужд электровоза.
Структурная схема преобразователя М-ОМП-3500 приведена на рис. 8.
Рис. 8. Структурная схема преобразователя М-ОМП-3500
Преобразователь состоит из выпрямителя В-ОПП-3200 (рис. 9а), двух шкафов преобразователей частоты ШПЧ-150 (рис. 9б), трех блоков питания и двух сглаживающих реакторов.
Рис. 9. Выпрямитель В-ОПП-3200 и шкаф ШПЧ-150
B-ОПП-3200 представляет собой четырехканальный регулируемый тиристорный выпрямитель для многозонного ступенчатого регулирования напряжения питания четырех коллекторных тяговых двигателей. Питание выпрямителя осуществляется от специальных обмоток тягового трансформатора.
ШПЧ-150 предназначены для питания асинхронных двигателей вентиляторов, компрессоров и маслонасоса электровоза ВЛ-40П. Каждый шкаф состоит из трех унифицированных независимых блоков трехфазных инверторов БТИ-50М по 50 кВА каждый и стабилизированного блока выпрямителя БВ-150. Питание всех БТИ-50М осуществляется от обмотки собственных нужд тягового трансформатора через блок БВ-150 с выходным напряжением 530 В постоянного тока.
Параметры выпрямителя В-ОПП-3200 и шкафа ШПЧ-150 приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование параметра |
Значение |
Выпрямитель В-ОПП-3200 |
|
Входное напряжение, В |
150-1220 |
Выходное напряжение, В |
50-1100 |
Выходной ток канала, А |
880 |
Количество каналов |
4 |
Частота входного напряжения, Гц |
50 |
Число фаз сети |
1 |
Шкаф преобразователей частоты ШПЧ*150 |
|
Входное напряжение, В |
380 |
Количество каналов шкафа |
3 |
Число фаз каждого канала |
3 |
Выходное номинальное линейное напряжение каждого канала, (действующее значение первой гармоники), В |
380 |
Диапазон изменения частоты выходного напряжения каждого канала, Гц |
15-50 |
Максимальная мощность каждого канала, кВА |
50 |
Суммарная мощность каналов, кВА |
150 |
Коэффициент мощности нагрузки по каждому из каналов при номинальной нагрузке двигателя, не менее |
0.87 |
Применение В-ОПП-3200 позволяет отказаться от коммутационного и реакторного оборудования, повышает тягово-энергетические показатели электровоза в целом и дает экономию электроэнергии по сравнению с электровозом ВЛ-80С порядка 7–11%.
Использование двух ШПЧ-150 в электровозе ВЛ-40П снижает расход электроэнергии на собственные нужды электровоза, увеличивает ресурс вспомогательных машин и исключает из схемы электровоза электромашинный фазорасщепитель, что в конечном итоге сокращает затраты на обслуживание и ремонт электровоза.
Электровоз ВЛ40П с преобразователем М-ОМП-3500 прошел тягово-энергетические испытания на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в г.Щербинке. Суммарный пробег восьми электровозов, укомплектованных этими преобразователями, к настоящему времени составляет более 850 тыс. км.
В настоящее время на предприятии ведутся разработки многоканальных статических преобразователей для отечественных локомотивов нового поколения.
Виталий Суслов, Александр Живечков,
Олег Арискин, Георгий Шестоперов
|