Электромеханические реле
компании Schrack
Электромеханические (ЭМ) реле - надежные элементы аппаратуры с широким спектром применения. Производством этих реле во всем мире занимается множество предприятий. На российском рынке наряду с компонентами японских и тайваньских производителей большим спросом пользуются ЭМ реле компаний концерна Tyco Electronics. В концерне Tyco Electronics производством ЭМ реле занимаются компании Agastat, Axicom, Schrack, P@B, OEG. В данной статье рассмотрены реле компании Schrack, которые пользуются наибольшим спросом.
Несмотря на бурное развитие электроники и появление полупроводниковых реле, нельзя считать, что эра ЭМ реле закончилась.
Последние обладают рядом свойств, которые пока не могут быть реализованы с помощью твердотельных аналогов.
Основные свойства ЭМ реле:
- Большое число конфигураций контактов (однополюсные, двухполюсные и мостовые).
- Широкий диапазон применения. ЭМ реле могут использоваться для коммутации как микромощных сигнальных, так и мощных цепей питания.
- Устойчивость к перегрузкам и коротким замыканиям.
- Низкое контактное сопротивление, которое, как правило, ниже сопротивления открытого полупроводникового перехода. Поэтому даже при коммутации больших нагрузок не требуются дополнительные устройства охлаждения.
- Постоянная, не зависящая от коммутируемой нагрузки, мощность управляющей цепи.
- Высокая устойчивость к воздействию внешних магнитных и электрических полей.
- Меньшие габариты по сравнению с полупроводниковыми реле при больших коммутируемых нагрузках.
- Меньшая стоимость ЭМ реле по сравнению с полупроводниковыми аналогами.
Рассматриваемые реле принято классифицировать по применению и по исполнительному механизму.
По применению реле делятся на:
- сигнальные реле;
- реле цепей питания;
- промышленные реле;
- безопасные реле;
- автомобильные реле;
- прерыватели (выключатели сверхтоков).
В основу классификации реле по применению положена коммутируемая мощность и некоторые особенности, обусловленные спецификой применения реле.
Сигнальные реле используются для коммутации сигналов, мощность которых не превышает 100 Вт (DС) или 500 ВА (AC).
Реле цепей питания предназначены для коммутации мощностей, не превышающих 4 кВ.А.
Промышленные реле предназначены для использования в промышленном оборудовании и коммутируют мощность, не превышающую 7,5 кВ.А.
Безопасные реле предназначены для использования в цепях управления, в которых вопросы безопасности стоят на первом месте. Особенностью реле является то, что даже при спекании одного из контактов зазор между контактами сохраняется не меньше 0,5 мм. Коммутируемая мощность этих реле не превышает 2 кВ.А.
Автомобильные реле в настоящее время обычно работают при напряжениях от 9 до 13 В в автомобильных цепях постоянного тока. Переключаемые токи могут быть более 300 А.
Прерыватели предназначены для выключения нагрузок, если токи превысят заданные значения (1000 или 2000 А).
Классификация реле по исполнительному механизму
Классификация исполнительных механизмов реле показана на рис. 1.
В поляризованных реле для коммутации используют управляющий ток определенного направления. Неполяризованные реле могут переключаться током любого направления.
В поляризованных реле обычно содержится постоянный магнит, который позволяет получить большую чувствительность.
Реле без защелки (моностабильные) всегда возвращаются в исходное состояние, если питание снято с катушки. Они могут быть поляризованными или неполяризованными. Реле с защелкой (бистабильные) всегда сохраняют текущее состояние контактов, если питание снято с катушки. Бистабильные реле, как правило, поляризованные.
Большинство применяемых реле имеют исполнительный механизм постоянного тока. Однако некоторые сигнальные реле и реле общего назначения используют исполнительный механизм переменного тока, который приводится в действие цепью питания.
Эти реле всегда неполяризованные.
Управление реле зависит от его типа. Сигнал на контактах реле без защелки с некоторой задержкой повторяет сигнал управления (рис. 2).
В реле с блокировкой установка и сброс производится импульсами напряжения определенной полярности. Если реле имеет одну обмотку, импульсы установки и сброса имеют различную полярность. В реле с двумя обмотками они могут иметь одинаковую полярность.
Номенклатура реле компании Schrack достаточно широка (более 60 типов). Для предварительного выбора реле можно воспользоваться диаграммами, которые показаны на рис. 3 и 4.
На диаграммах использованы обозначения для схем переключений в соответствии со стандартом DIN 41020 (рис. 5).
При коммутации реактивных нагрузок нагрузочная способность контактов реле снижается. Степень снижения нагрузочной способности реле можно оценить с помощью графика, который показан на рис. 6. По заданному или измеренному коэффициенту мощности определяют коэффициент снижения нагрузочной способности реле и затем вычисляют требуемый запас нагрузочной способности.
Система обозначений реле отличается большим разнообразием. Лишь в пределах одной группы реле система обозначений постоянна.
Для подтверждения этого на рис. 7 приведены системы обозначений сигнального реле Р2 и промышленного реле Т92.
Продукция компании Schrack имеет высокое качество, которое подтверждают международные сертификаты.
Сигнальные реле имеют сертификат Лаборатории безопасности UL (США) и Ассоциации стандартов Канады CSA. Реле цепей питания, кроме того, имеют сертификат Комиссии контроля продукции VDE (Германия) и национальных стандартов различных стран Европы. Так, реле RT2 имеет 8 сертификатов. Безопасные реле дополнительно сертифицированы Объединением технического контроля TUV (Германия). Сертифицированы также и другие типы реле.
Большой популярностью пользуются промышленные реле T9A и T92. Они имеют высокую нагрузочную способность и хорошо переносят перегрузку.
Поэтому они применяются в сварочных аппаратах, например, в тех, которые выпускает федеральное государственное унитарное предприятие Государственный Рязанский приборостроительный завод.
Статья подготовлена по материалам компании Schrack. Дополнительную информацию можно получить на сайте www.tycoelectronics.com и в Технико-Консультационном центре по e-mail: amp@pit.spb.ru.
Валерий Петраков, к.т.н.
|