Наверное, мало осталось фирм-производителей и дистрибьюторов электронных компонентов (ЭК), не реализующих возможности Internet для продвижения своей продукции. Западные производители ЭК довольно давно начали использовать возможности Всемирной паутины как для работы со своими заказчиками, так и для рекламы своих изделий. Одним из направлений рекламной деятельности в сети является предоставление разработчикам технической документации и бесплатных образцов этих изделий. Посетитель прямо на сайте оформляет заказ и получает образцы по почте.
Естественно, что среди граждан бывшего СССР подобные сайты пользуются устойчивой популярностью. С большим удовольствием любители халявы пользуются возможностью заказать в сети бесплатную информацию и сувениры. В рунете (российский интернет — ред.) существует даже специальная конференция по адресу fido7.ru.internet.halyava, где публикуется информация о том, что, где и как в Паутине можно заказать бесплатно.
От деятельности любителей бесплатных сувениров страдают многие производители ЭК, тратя значительные суммы на работу с ними, а не с потенциальными потребителями. Среди «жертв халявы» можно выделить такие компании, как: Intel, Cirrus Logic, IDT, Maxim, Microchip и т. д. При этом интерес халявщиков непредсказуем: некоторые заказывают бесплатные CD с технической документацией ради пластиковой коробочки для диска, другие— образцы микросхем для того, чтобы из них делать значки, ну а интерес к футболкам, пусть даже и очень большого размера, понятен без комментариев.
В августе 1999 года компания Cirrus Logic обратилась к своему российскому дистрибьютору «Техно» с предложением квалифицировать приходящие через интернет заказы из бывшего СССР. За 3 месяца работы в Сети у представителей этой американской фирмы набралась определенная статистика. Ежедневно на их сервер приходило до 40 заказов. Фирма ежемесячно отправляла около 1000 посылок в страны постсоветского пространства.
Представители «Техно» за 3 месяца фильтрации заказов выделили только 26 реальных разработчиков, которые и получили бесплатные образцы микросхем. В переписку, описывающую свои разработки, вступило примерно 300 человек, что составило лишь 3 % от общего числа заказов. (Думаю, что читатель обратил внимание на частое употребление в статье цифры 3. Эта цифра является своего рода магической в среде профессионалов рекламного бизнеса. Считается, что рекламная кампания, имеющая отклик в 3 % потенциальных покупателей, очень успешна. Третья по счету рекламная кампания оказывается эффективнее и второй и четвертой. Ну ладно, последний факт еще можно как-то объяснить. Но почему после трехмесячного исследования осталось только 3 % обратившихся — этого, кроме как магической цифрой, объяснить нам не удалось.)
Описанный опыт не прошел бесследно ни для Cirrus Logic, ни для «Техно». В результате мы решили пойти по пути американских web-продавцов ЭК (наиболее известные сайты — www.brokerforum.com, www.icsource.com, www.partminer.com). На сайте www.techno.ru создается специальная конференция— лист рассылки. Этот лист будет находиться в разделе «проекты», подраздел «компоненты». Мы пытаемся объединить на одном сайте пользователей, постоянно работающих в Сети, и пользователей электронной почты, не имеющих on-line доступа. Хочется предоставить всем заинтересованным лицам и организациям возможность полнотекстового поиска по всем письмам, пришедшим с запросом на покупку той или иной микросхемы или с предложением — прайс-листом продавца. Дело в том, что если вы имеете он-лайн доступ, то вы отсылаете свой запрос, пользуясь кнопкой «поиск». Если нет он-лайн, то поиск обычно вам не доступен. Суть в том, что, объединяя лист рассылки, который создается из писем, пришедших в адрес листа рассылки микросхемы@сайт.ru и сообщений, размещенных в режиме он-лайн, в архив на сайте будет запущена поисковая машина с возможностью послать адрес по почте и получить по почте же ответ.
В рунете за последнее время появилось несколько интересных серверов, посвященных такой тематике, как ЭК. Лично я ежедневно захожу и читаю конференции, поддерживаемые на сайтах: